Анализ рассказа М.Зощенко "Аристократка"

     За три-четыре года творческой работы М.М. Зощенко обрёл неслыханную славу для человека литературной профессии.Его сатира становится известной не только в писательских кругах, но и в многомиллионной массе простых читателей.На страницах его произведений пявляется "новый герой", который олицетворяет собой огромный человеческий пласт тогдашней России. И этот человек возомнил о себе бог знает что. И не только возомнил, но и свято в это поверил. И тем самым поставил себя в смешное, а точнее-в глупое положение.
     Таков и герой рассказа "Аристократка". Уже в самом названии воплотилась дискусссия об интеллигенции и аристократии, которая в то время свелась к очкам и шляпам, т.е. к внешнему, не раскрывая сути явления.И нащ герой в любом явлении жизни способен увидеть только внешнюю оболочку.Для него аристократка- это одна из "баб, которая в шляпках".Мы становимся свидетелями неразвитости сознания. Автор очень удачно использует приём "неспособности мыслить". Это особенно хорошо проявляется в "ухаживании" нашего героя за "аристократкой". "Прихожу к ней как лицо официальное..." И тут задаётся интересный и неожиданный вопрос :"Действует ли у вас водопровод?" (Это любимому-то человеку на первом свидании!?) Мысли героя не поднимаются выше водопровода и канализации.Невежество.Дальше- больше.Действие переносится в театр. Именно здесь выявляется та огромная пропасть между тем , как ведёт себя герой и как должен вести себя человек, исходя из элементарных норм приличия:"Поскучал, поскучал, вниз сошёл..."
     Вместе с этим внутренний мир героя раскрывается и через его речь. Говорит-то он так, как и думает.Отличительной чертой этой речи является смешание стилей. "Фря", "баба","жрёт","ни хрена не вижу","нейтрально", "никак"... Подобные слова доминируют в речи героя. Но самое страшное, что герой , употребляя слова и выражения в речи,плохо понимает их смысл. И он действительно страшен, потому что этот тип неразвитого сознания способен изменить самую благую идею до абсурда.За этой иронией скрывается тревога за судьбу своего героя, тот самый гоголевский "смех сквозь слёзы". И своим смехом Зощенко хотел зажечь хотя бы небольшой, вроде лучины,фонарь, "при свете которого некоторым людям стало бы заметно, что для них хорошо, что плохо. а что посредственно".


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий